Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 20.11.2018, 17:18

Детский сад №3 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2017 » Ноябрь » 22 » Правовое воспитание дошкольников в ДОУ.
11:37
Правовое воспитание дошкольников в ДОУ.

   Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.

     В дошкольном возрасте является возможным формирование:

- уважительного отношения к установленным правилам поведения;

- осознанного подчинения принятому правомерному стандарту поведения;

- понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение, а также личной ответственности за совершенные нарушения правил;

- установки на оказание помощи работникам правоохранительных органов, осуществляющих деятельность по пресечению и предупреждению правонарушений;

- неприятия насильственных и других асоциальных (незаконных) действий в отношении людей, животных, объектов окружающей среды с формированием на этом материале правовых убеждений;

- ценностной значимости семьи и добропорядочного отношения к родным и близким;

- ценностных представлений о благоразумных и полезных формах отдыха.

        Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения. Правовое воспитание в детском саду предусматривает отношение к ребенку и его родителям как к партнерам в условиях сотрудничества.

 Работа воспитателя с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми

Права ребенка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат тем фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира. В статье 18. ( п. 1) закона « Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное , жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию. С 1 января 1997 года в Российской Федерации была введена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. В том случае, если родители жестоко обращаются с ребенком, они должны нести наказание в соответствии со ст.156 Уголовного кодекса. Должностные лица или граждане, которым известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его законных интересов, должны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Для проверки сообщений представители этого органа ( с привлечением в отдельных случаях сотрудников милиции) наделены правом посещения таких семей с последующим принятием решений. В соответствии с законодательством Российской Федерации Ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка также несут педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты. ( п.3 ст.7 Федерального Закона от 24 июля 1998г № 124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в российской Федерации»). Таким образом, к основным задачам администрации дошкольного учреждения относятся:

1. принятие решения об организации работы по оказанию помощи детям, испытывающим насилие и жестокое обращение со стороны родителей;

2. установление контакта со специальными службами защиты детей;

3. проведение работы по формированию правового сознания родителей.

Что для этого необходимо?

Во-первых, убежденность педагога в том, что проведение с родителями просветительской работы по соблюдению и защите прав детей в семье является не дополнительной нагрузкой, а важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-образовательного  процесса.

Во-вторых, определенный  уровень правовой  квалификации  и культуры  самих  педагогов.

В-третьих, создание  особой  формы  общения  между  родителями  и  воспитателями,  которую  можно  обозначить  как  доверительный деловой  контакт. Жестокое  обращение  с  детьми:  что  это  такое? « Проблемные»  родители -  не  вина  ребенка,  а  его  беда  и  несчастье. Жестокое  обращение  с  детьми – это  не  только  побои,  нанесение  ран,  сексуальные  домогательства  и  другие  способы,  которыми  взрослые  люди  калечат  тело  ребенка. Это – унижение,  издевательства,  различные  формы  пренебрежения,  которые  ранят  детскую  душу.

Пренебрежение  может  выражаться  в  том,  что  родители  не  обеспечивают  ребенку  необходимое  количество  пищи,  одежды,  сна,  гигиенического  ухода. Кроме  того,  пренебрежение  проявляется  в  недостатке  со  стороны  родителей  уважения,  внимания,  ласки,  тепла. Жестокое  обращение с  детьми  формирует  людей  социально  дезадаптированных,  не  умеющих  создавать  семью,  быть  хорошими  родителями. Опасным  социальным  последствием  насилия  является  дальнейшее  воспроизводство  жестокости.

Нарушению  прав  ребенка  могут  способствовать  следующие  факторы  риска:

 Неполные  и  многодетные  семьи,  семьи  с  приемными  детьми,  с  наличием  отчимов  и  мачех;

 Присутствие  в  семье  больного  алкоголизмом ( наркоманией)  или  вернувшегося  из  мест  лишения  свободы.  Безработица,  финансовые  трудности;

 Постоянные  супружеские  конфликты;

 Статус  беженцев,  вынужденных  переселенцев;

 Низкий  уровень  культуры,  образования  родителей,  негативные  семейные  традиции;  Нежеланный  ребенок;  Умственные  или  физические  недостатки  ребенка;

 « трудный»  ребенок. В  случае  выявления  жестокого  отношения  к  ребенку  со  стороны  родителей  педагогу  следует  принять  меры  по  его  защите. Основные  признаки,  которые  должны  привлечь  внимание  педагога:  Психическое  и  физическое  развитие  ребенка  не  соответствует  его  возрасту.

 Неухоженность,  неопрятность; апатичность  или,  наоборот,  агрессивность  ребенка.

 Изменчивое  поведение: переход  от  спокойного  состояния  к  внезапному  возбуждению (  такое  поведение  часто  является  причиной  нарушения  контактов  с  другими  детьми).

 Проблемы  с  обучением  в  связи  с  плохой  концентрацией  внимания.

 Отказ  ребенка  раздеться,  чтобы  скрыть  синяки  и  раны  на  теле.

 Повторяющиеся  жалобы  на  недомогание ( головную  боль,  боли  в  животе).

 Враждебность  или  чувство  страха  по  отношению  к  отцу  или  матери.

 Сильная  реакция  испуга  или  отвращения  в  связи  с  физической  близостью  определенного  взрослого.  Судорожное  реагирование  на  поднятую  руку ( ребенок  сжимается,  как  бы   боясь  удара).

 Чрезмерное  стремление к  одобрению,  ласке  любого  взрослого,  гипертрофированная  забота  обо  всем  и  обо  всех.

 Демонстрация  « взрослого»  поведения,  интерес  к  вопросам  секса.

К  перечисленным  признакам  можно  также  отнести  проблемы  со  сном,  боязнь  темноты, энурез. Наличие  какого-либо  одного  признака  не  обязательно  свидетельствует  о  том, что  ребенок  подвергается  жестокому  обращению  или  испытывает  насилие (  в  том  числе  и  сексуальное). Однако,  проявляющиеся  в  том  или  ином  сочетании,  они  должны  обратить  на  себя  внимание  педагога. Какие  наиболее  характерные  особенности  в  поведении  взрослых  должны  подтвердить  ваши  опасения:

1.В  беседе  о  ребенке  родители  проявляют  настороженность  или  безразличие.

2.На  жалобы  по  поводу  поведения  сына  (  дочери)  в  детском  саду  реагируют  холодно  либо  очень  бурно,  эмоционально.

3.Часто  меняют  детского  участкового  врача,  переводят  ребенка  из  одного  д/у  в  другое. Что  может  предпринять  педагог,  подозревая  родителей  в  жестоком  обращении  с  ребенком: прежде  всего  постараться  завоевать  его  доверие,  наблюдать  за  его  поведением,  а  замеченные  отклонения  желательно  заносить  в  специальный  дневник. Побывать  у  ребенка  дома,  посмотреть,  в  каких  условиях  он  живет,  постараться  установить  контакты  с  семьей. Побеседовать  с  близкими  родственниками,  высказать  свою  озабоченность  его  поведением  в  детском  саду. В  результате  предпринятых  действий  вы  можете  прийти  к  следующим  выводам:  Ваше  предположение  подтверждается  (  не  подтверждается)  Решение  проблемы  не  терпит  отлагательства  и  требует  вмешательства  специалистов. Большинство  взрослых, использующих  в  качестве  методов  воспитательного  воздействия  приказы,  угрозы, предупреждения,  телесные  наказания  не  считают,  что  нарушают  права  ребенка,  оскорбляют  его  достоинство. Основной  аргумент,  на  который  они  опираются,  состоит  в  том,  что  такого  рода  наказания  применялись  в  детстве  по  отношению  к  ним  самим. Таким  образом,  задача  педагогов  и  психолога  состоит  в  поиске  способов  изменения  установки  родителей  на  агрессивное  поведение  в  отношении  ребенка.

Педагог,  ставящий  своей  задачей  профилактику нарушений  прав  ребенка   в  семье, прежде  всего,  должен  выступать  образцом  уважительного  и  доброжелательного  отношения  к  ребенку. Каковы  характерные  черты  подобного  стиля  общения  воспитателя  с  детьми: 1.Определенная  личностная  позиция  педагога, а  именно  стремление  исходить  из  интересов  ребенка  и  перспектив  его  дальнейшего  развития. 2.Признание  в  качестве  основной  цели  взаимодействия  с  детьми  обеспечение  чувства психологической  защищенности. 3.Индивидуальный  подход,  т.е. координация  требований с  имеющимися  у  ребенка  способностями. 4. Признание  и  принятие  личности  ребенка,  умение  «  встать  на  его  точку  зрения»,  не  игнорировать  свойственные  ему  чувства  и  эмоции. 5. Создание  ситуаций,  требующих  от  детей  проявления  интеллектуальной  и  нравственной  активности. Родители,  видящие  изо  дня  в  день  воспитателя,  реализующего  стратегию  гуманизма  в  общении  с  детьми,  задумаются  над  необходимостью  применения  агрессивных  способов  воздействия  на  собственного  ребенка.

Методы работы с детьми:

 1. Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы), беседа о прочитанном и просмотренном. 2. Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком:, если бы я поймал золотую рыбку:, если бы я вдруг превратился в: 3. Дидактические игры: "Я имею право:" "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право". 4. Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу. 5. Метод драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присуще "театральный инстинкт" – стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. 6. Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок, разгадывание ребусов, решение кроссвордов. 7. Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов, изготовление плакатов, эмблем.

Нормативно-правовые документы по правам ребѐнка

 Всеобщей декларации прав человека (1949 год)   

Декларация прав ребѐнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).

Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребѐнка в Российской Федерации»

 Конституция Российской Федерации.

 Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».

Семейный кодекс Российской Федерации.

Уголовный кодекс Российской Федерации. 

Типовое положение дошкольного образовательного учреждения.

Устав учреждения.

И другие правовые акты Российской Федерации, касающиеся вопросов правового воспитания.

Просмотров: 32 | Добавил: Ксения | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Для родителей

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
Контент является обязательным к размещению
Информация, содержащаяся в разделе "Сведенья об образовательной организации", однозначно идентифицируются как обязательный к размещению контент
Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz