Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.
В дошкольном возрасте является возможным формирование:
- уважительного отношения к установленным правилам поведения;
- осознанного подчинения принятому правомерному стандарту поведения;
- понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение, а также личной ответственности за совершенные нарушения правил;
- установки на оказание помощи работникам правоохранительных органов, осуществляющих деятельность по пресечению и предупреждению правонарушений;
- неприятия насильственных и других асоциальных (незаконных) действий в отношении людей, животных, объектов окружающей среды с формированием на этом материале правовых убеждений;
- ценностной значимости семьи и добропорядочного отношения к родным и близким;
- ценностных представлений о благоразумных и полезных формах отдыха.
Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения. Правовое воспитание в детском саду предусматривает отношение к ребенку и его родителям как к партнерам в условиях сотрудничества.
Работа воспитателя с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми
Права ребенка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат тем фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира. В статье 18. ( п. 1) закона « Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное , жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию. С 1 января 1997 года в Российской Федерации была введена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. В том случае, если родители жестоко обращаются с ребенком, они должны нести наказание в соответствии со ст.156 Уголовного кодекса. Должностные лица или граждане, которым известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его законных интересов, должны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Для проверки сообщений представители этого органа ( с привлечением в отдельных случаях сотрудников милиции) наделены правом посещения таких семей с последующим принятием решений. В соответствии с законодательством Российской Федерации Ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка также несут педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты. ( п.3 ст.7 Федерального Закона от 24 июля 1998г № 124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в российской Федерации»). Таким образом, к основным задачам администрации дошкольного учреждения относятся:
1. принятие решения об организации работы по оказанию помощи детям, испытывающим насилие и жестокое обращение со стороны родителей;
2. установление контакта со специальными службами защиты детей;
3. проведение работы по формированию правового сознания родителей.
Что для этого необходимо?
Во-первых, убежденность педагога в том, что проведение с родителями просветительской работы по соблюдению и защите прав детей в семье является не дополнительной нагрузкой, а важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Во-вторых, определенный уровень правовой квалификации и культуры самих педагогов.
В-третьих, создание особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт. Жестокое обращение с детьми: что это такое? « Проблемные» родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это – унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла. Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.
Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:
Неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;
Присутствие в семье больного алкоголизмом ( наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы. Безработица, финансовые трудности;
Постоянные супружеские конфликты;
Статус беженцев, вынужденных переселенцев;
Низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции; Нежеланный ребенок; Умственные или физические недостатки ребенка;
« трудный» ребенок. В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите. Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога: Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.
Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.
Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению ( такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).
Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.
Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.
Повторяющиеся жалобы на недомогание ( головную боль, боли в животе).
Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери.
Сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого. Судорожное реагирование на поднятую руку ( ребенок сжимается, как бы боясь удара).
Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех.
Демонстрация « взрослого» поведения, интерес к вопросам секса.
К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез. Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие ( в том числе и сексуальное). Однако, проявляющиеся в том или ином сочетании, они должны обратить на себя внимание педагога. Какие наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны подтвердить ваши опасения:
1.В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.
2.На жалобы по поводу поведения сына ( дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно, эмоционально.
3.Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного д/у в другое. Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком: прежде всего постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду. В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам: Ваше предположение подтверждается ( не подтверждается) Решение проблемы не терпит отлагательства и требует вмешательства специалистов. Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания не считают, что нарушают права ребенка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они опираются, состоит в том, что такого рода наказания применялись в детстве по отношению к ним самим. Таким образом, задача педагогов и психолога состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка.
Педагог, ставящий своей задачей профилактику нарушений прав ребенка в семье, прежде всего, должен выступать образцом уважительного и доброжелательного отношения к ребенку. Каковы характерные черты подобного стиля общения воспитателя с детьми: 1.Определенная личностная позиция педагога, а именно стремление исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. 2.Признание в качестве основной цели взаимодействия с детьми обеспечение чувства психологической защищенности. 3.Индивидуальный подход, т.е. координация требований с имеющимися у ребенка способностями. 4. Признание и принятие личности ребенка, умение « встать на его точку зрения», не игнорировать свойственные ему чувства и эмоции. 5. Создание ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности. Родители, видящие изо дня в день воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в общении с детьми, задумаются над необходимостью применения агрессивных способов воздействия на собственного ребенка.
Методы работы с детьми:
1. Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы), беседа о прочитанном и просмотренном. 2. Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком:, если бы я поймал золотую рыбку:, если бы я вдруг превратился в: 3. Дидактические игры: "Я имею право:" "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право". 4. Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу. 5. Метод драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присуще "театральный инстинкт" – стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. 6. Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок, разгадывание ребусов, решение кроссвордов. 7. Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов, изготовление плакатов, эмблем.
Нормативно-правовые документы по правам ребѐнка
Всеобщей декларации прав человека (1949 год)
Декларация прав ребѐнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).
Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребѐнка в Российской Федерации»
Конституция Российской Федерации.
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
Семейный кодекс Российской Федерации.
Уголовный кодекс Российской Федерации.
Типовое положение дошкольного образовательного учреждения.
Устав учреждения.
И другие правовые акты Российской Федерации, касающиеся вопросов правового воспитания. |